"Хотела сохранить память об отце-гончаре, а в итоге получился музей". В Сосьве живет хранительница истории

13:47 10 сентября 2022
Автор: Анна Куприянова
Собирая предметы старины и создавая книги, жительница Сосьвы Любовь Касьянова сохраняет для потомков память. Дома у Любови Валентиновны - буквально частный музей. Давайте устроим по нему экскурсию.  В Шантальской, что в Гаринском районе, жил гончар, единственный в деревне мастер этого дела. Мужчина изготавливал глиняную посуду и кирпичи. Особым спросом пользовались кринки (или крынки) - глиняный сосуд, похожий на кувшин, только без ручек и носика. Изделия, изготовленные этим мастером, были, пожалуй, в каждом доме деревни. Даже поилки у кроликов были сделаны из глины. Дочь этого гончара Любовь Касьянова, решила сохранить память об отце.  - Дома стоял гончарный круг, в детстве даже работала на нем, - вспоминает женщина.  Она прибрала уцелевшие кринки и хранила их в амбаре. Местные жители стали приносить корчаги - горшки больших размеров. Эту утварь использовали для хозяйственных нужд или готовили в такой посуде еду.  - Когда число экземпляров увеличилось, нашли старинную этажерку. Со временем места стало мало, пришлось соорудить полки. Переместили на них глиняные горшки. Есть такая посуда, которую ставили в печь, видны следы... В гостях был археолог. Его сильно заинтересовал один экземпляр из коллекции, просил отдать. Оказывается, горшок этот был очень старым, сделан даже не на гончарном круге, - вспоминает Любовь Валентиновна. Горшки, лапти, фонари и телефоны Лет 15 назад семья Любови переехала в Сосьву. Горки, гончарный круг и этажерку женщина забрала с собой: "Жалко было бросать", - признается Любовь Касьянова. Жители Сосьвы прознали про увлечение новой соседки стариной и начали приносить разнообразную утварь. Незаметно дом Касьяновых превратился в своеобразный частный музей. Перед входом в него расположились изделия из бересты - высокий туесок с крышкой и плетеная корзина. Хозяйка берет в руки лапти. Она умеет плести обувь из лыка. - Лапти должны держать форму, быть с бортиком. С липы снималась кора, вымачивалась, из нее добывалось лыко - узкие полоски. Лапти плели по определенной схеме, лыковая обувь считалась самой прочной. Обувь плели и из соломы и веревок. Еще из лыка делали мочалки, кисти, - поясняет Касьянова. Она обращает внимание на аккуратный шов на туеске: "Посмотрите, как он внутрь заделан, какой прочный!" На стене висят медные весы.  - На цепях крепятся чаши. Раньше на одну медную плошку клали товар, на вторую – гирьки. Одна чаша, к сожалению, была утеряна. Весам более сотни лет, - предполагает хранительница старины. Экспонаты расставлены по полкам. Любовь Валентиновна берет каждый предмет в руки и рассказывает его историю: где и как использовали, и как он очутился в ее доме-музее. Отдельную полку занимают лампы. Среди них лампадки, "керосинки", фонари "летучая мышь" и свечные фонари. - Такими «керосинками» пользовались во времена Великой Отечественной. В жестяной резервуар наливали керосин, им пропитывали фитиль и поджигали. Получался ровный и долгий свет. Стеклянная колба берегла огонь от ветра и сквозняков. Можно было регулировать яркость. Также были популярными свечные фонари. Взять, к примеру, железнодорожный фонарь. Он состоит из отражателя, свечи. Есть красная часть и желтая, фонарь поворачивали нужным боком в зависимости от ситуации. В этом видны остатки свечи, - обращает внимание экскурсовод. На следующем экспонате Любовь Валентиновна останавливается особо. Женщина берет в руки переносной военно-полевой телефон ТА57. - Переносной аппарат работал от батареек. Для соединения с абонентом надо было покрутить ручку индуктора, которая располагается сбоку. После разговора телефон убирался в чемодан. Трудно поверить, но с полевым кабелем дальность сигнала была 45 километров, а по воздушным линиям - до 170 километров. Также этот телефон использовали в качестве радиостанции, - рассказывает пенсионерка. Утюги – от чугунных до... деревянных В коллекции Касьяновой представлены несколько видов утюгов. Есть нагревательные. Их ставили на печь, разогревали и гладили белье, пока утюг не остывал. Следующие экземпляры - угольные. В них закладывали горящие угли. В таких утюгах имеются емкость для сажи и отверстия для поддува. Когда угли остывали – утюг раскачивали и угли разгорались. Также горячими утюгами прогревали кровати в холодные зимы. Среди различных утюгов красуются и чугунные.  - Это каслинское чугунное художественное литье 1905 года. Оно известно по всему миру. Некоторые утюги пронумерованы. В музее есть кованая чугунная шкатулка, - отмечает Касьянова. - Есть и деревянный утюг. На Руси одежда не гладилась, ее разминали. Для этого вещь наматывали на скалку, а затем прокатывали рубелем. Помню, как бабушки разминали вещи такими утюгами.  Про некоторые экземпляры хранительница истории знает по рассказам родных или соседей. О некоторых ищет информацию в интернете. Там женщина выясняла историю одной чайной коробки. - Это интересная металлическая шкатулка - чайная коробка. Она закрывается на замочек. Надпись на ней гласит - "чайная торговля В. Высоцкий (Вульф Высоцкий)  Москва-Одесса-Екатеринбург". Оказывается, Вульф Высоцкий обладал высоким титулом, являлся поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Николая Михайловича, его величества шаха персидского, – рассказывает Любовь Касьянова.  На полках в частном музее лежат колокольчики, ботало (изготовленный из листа железа колокольчик, который носили животные, находящиеся на выпасе без пастуха, - прим. "Глобус"), ножницы компании Zinger, щипцы для колки комкового сахара. Имеется карта Германии. Ее обнаружили случайно. Была куплена машина, через несколько лет в кабине меняли обивку. Под ней и обнаружили необычную находку. Отдельно выставлены топоры. Как оказалось, топорами не только рубили деревья и кололи дрова, но и делали лодки. Заточка лезвия была на разные стороны, что позволяло обрабатывать лодку со всех сторон. История в лицах - В 30-х годах было сослано более 30 семей. Их привезли, «высадили» в лесу – как хотите, так и выживайте. Было голодно. Среди сосланных был кузнец Ефим Измаилов. Он отказался вступать в колхоз. Семья его по нынешним меркам была большой – он, жена и 7 детей. Кузнец ковал гвозди и другие нужности. Ходила баржа, на ней оборвало вал. В кузнице сделал новый, после этого баржа долго ходила, - рассказывает Любовь Валентиновна. - Кузница стояла в поле, он сходил и колоски сорвал и в карман. Его поймали, ранили. Посадили на несколько лет в Камышлов. Из-за горсти зерна человека сгубили. Рассматривать экспонаты и слушать Касьянову можно бесконечно. Привлекают внимание бытовые предметы. Чернильницы. Учебник русского языка за 1958 год. Тетрадь, в которой писала Елена, сестра Любови - крупные буквы, одна к другой. Сито для просеивания алмазов. Стеклянные бутыли. Вышивки на двери, подзоры... "Хочется, чтобы осталось все" Помимо сохранения предметов старины, Любовь Касьянова занимается составлением родословной.  - Увлекаюсь этим около 20 лет. Восстановила 11 поколений, наш род прослеживается с 1710 года. Решили с сестрой написать про маму. Собирала списки, кто был сослан в Гаринский район. Оказалось, нашу семью сослали в 30-е годы в лес на выживание. Информацию про край, про деревни собираю по крупицам, по рассказам жителей. Знаю теперь про Пелым, который раньше был столицей Урала, - признается Любовь Валентиновна. - Зимой времени побольше, сейчас пока управишься с хозяйством, день и проходит. Огород приберем и снова сядем за составление родословной. Хочется, чтобы осталось все. Сегодня живешь, а завтра нет. Толчком к тому, чтобы заинтересоваться краеведением, стал пример краеведа Дмитрия Долгополова.  - Есть "Книга памяти" - наша, Гаринская. Ее автор - Дмитрий Долгополов. Составляя книгу, он ездил по деревням, записывал воспоминания жителей. Раз и умер... А книга осталась. Если бы он этого не сделал, кто бы что знал про предков? - рассуждает женщина. И отмечает: - Это долгая работа. Поиски идут трудно - многое скрывается. Но мне интересно. Интересно находить династии.  Любовь Валентиновна уже издала одну книгу - тиражом 160 экземпляров. Все они были отданы "своим". Один экземпляр хранится в Гаринском музее. Книга рассказывает об истории Гаринского района. В нее вошли и воспоминания некоторых местных жителей. - Мечта есть. Хочу к 400-летию поселка Гари создать книгу. Учительница моя, в школе за двойки ругала, а когда узнала, что я книгу пишу – удивилась!  Любовь Валентиновна признается, что работа над книгой идет уже 3 года:  - Восстановила план поселка. Все записывается в тетрадях. Есть информация с 1897, когда проходила первая перепись населения. Есть дела, на которые можно опираться. Название для новой книги - к юбилею Гарей - пока не выбрано.  Возможно, в книгу войдет рассказ про одного из крестьян Гаринского района. Его арестовали из-за большого дома, раскулачили, увезли. Многолетние поиски позволили установить его судьбу. Мужчину расстреляли. Возможно, женщина упомянет ссыльного учителя Андрея Галяминского, который во время Великой Отечественной войны был сапером. С одного поля мужчина снял 96 мин. Но так как он был ссыльным, такая информация особо нигде не проходила - ссыльных редко считали героями. "Последний, кто знал мансийский язык" - Хочется узнать больше про деда моего мужа. Дед - коренной манси, вогул. Их много было - козынцы, остяки. Дед у мужа был последним у нас, кто знал мансийский язык, - рассказывает Любовь Валентиновна. - Но тут сложно придется, мало кто в живых остался. Снова надо будет писать в архивы. Занимаясь составлением родословной, женщина обращается в архивы, читает метрики... Работая со старинными рукописями, женщина многое открывает для себя. - Нахлебник - в нашем понимании тот, кто не хочет работать. Оказывается, это - грамотный человек, который приехал писать. Жить ему негде, его определяют на постой к людям. Он делал бумажные дела. Семья его кормила, а семье выделяли деньги за это, - делится узнанным пенсионерка. - Или вот, копиист - человек, который переписывал официальные бумаги. Больше всего женщину поразила история сына священника, о которой она прочитала в личных делах. - Молодой человек, сын священника, убил парня. Обстоятельства прочитала несколько раз. Не может такого быть, что это была простая случайность. Оказалось, что это - убийство, а не случайный выстрел. Как наказали? На 2 года сослали в мужской Верхотурский монастырь. Молодому человеку предстояло по полгода отбывать повинность – стоять на коленях, плакать и просить у каждого прощения. Затем он работал свечником, надо было все службы стоять - от начала до конца. Дети священников в армию не призывались, а тут, в качестве наказания, молодого человека отправили служить. На этом информация о парне заканчивается, - описывает историю Любовь Валентиновна.  Деревня Шантальская, или, как ее называют местные, Шанталь, пока еще существует. В ней живет 5 человек. Добраться туда можно по "зимнику" - от Гарей надо ехать 170 километров, летом - по реке около 500 километров. Но сейчас и по воде не добраться - Пелымский туман обмелел.  - Шанталь - откуда название, как переводится? Варианты были разные. Был вогул Василий Шанталов, где он обосновался, так спустя время местность и стали называть. Позже слова коверкались, изменялись. Так и стало поселение - Шантальская, - рассказывает Касьянова. - В основном, вогульские названия использовались - старые деревни образовывали вогулы. Сейчас многих населенных пунктов уже нет. Как деревня Ошмаль, сколько там предметов осталось... Сгорела она, кто-то поджег.  
Полная версия